Особенности формирования качества жизни студентов вуза
На протяжении последних десятилетий в современной России отмечается стойкая тенденция ухудшения здоровья населения в разных возрастных группах, особенно у лиц молодого возраста (В.Р. Кучма, 2018; А.Ф. Фролов, В.А. Литвинов, 2019). Особую тревогу вызывает негативная динамика практически всех показателей здоровья студенческой молодежи, представляющей собой тот потенциал, которому предстоит решать важнейшие задачи по развитию и преобразованию общества (И.А. Камаев, О.Л. Васильева, 2019; Г.И. Куценко, 2020; В.В. Пономарев, 2014).
В настоящее время, в условиях внедрения новых мощных технологий в промышленности, изменения среды обитания, возникновения новых отношений в быту и общественной жизни, традиционное определение процессов формирования здоровья через отдельные физические, социальные и психологические показатели уже не может удовлетворить науку и практику человеческого бытия. В связи с этим, в течение последних лет для комплексного исследования многообразных сторон образа жизни и факторов риска ухудшения здоровья населения все шире используются методики, основанные на оценке качества жизни (А.А. Новик, В.И. Гордеев, Ж.А. Анохина, В.А. Оринчук). Комплекс показателей качества жизни включает критерии оценки индивидуального психического и социального благополучия, функциональной полноценности конкретных систем организма, а также субъективной оценки, отражающей все упомянутые понятия.
По свидетельству многих авторов, обучение в высшей школе предъявляет повышенные требования к здоровью студентов и, даже при благоприятных социально-экономических условиях, всегда связано с большими интеллектуальными и психосоматическими перегрузками. За годы обучения в вузе выявляется неблагоприятная динамика важнейших факторов образа жизни: нерациональное питание, снижение двигательной активности, увеличение распространенности вредных привычек (В.Д. Паначев, Н.А. Агаджанян). Поэтому создание благоприятных условий для жизни, учебы, быта студентов является важной задачей, требующей современного научного анализа и решения для сохранения и оптимизации здоровья интеллектуального потенциала России.
В настоящее время научные сведения об особенностях формирования качества жизни, присущего студенческой популяции, немногочисленны (И.Б. Ушаков, 2002; В.А. Оринчук, 2009), и совсем отсутствуют работы, посвященные изучению качества жизни студентов различных учебных отделений.
Формирование физической культуры студентов в образовательном процессе вуза проявляется в их отношении к занятиям спортом и уровню развития их собственной физической культуры. «Качество жизни» человека — это междисциплинарная категория, характеризующая эффективность всех сторон жизнедеятельности человека, фактический уровень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей человека, уровень его интеллектуального, культурного и физического развития личности, степень обеспечения комплексной безопасности жизни с учетом субъективной оценки индивида различных сторон жизни. Критериями качества жизни служат такие компоненты, как уровень физического, психического и духовного благополучия человека, определяющие его образ жизни и поведение.
Данные социологических опросов, проведенных в различных вузах России говорят о том, что субъективное отношение студентов к сохранению и укреплению собственного здоровья находятся сегодня на низком уровне, у большинства студентов отсутствуют достаточные умения и навыки в практической диагностике состояния собственного здоровья (осуществить самоконтроль во время занятий физическими упражнениями могут только 16,8% студентов основного отделения, 19,1% - специального медицинского отделения и только 10,1% - студентов отделения спортивного совершенствования). Знают свои индивидуальные физиологические показатели частоту сердечных сокращений в покое 7,5% студентов основного отделения, 24,1% - специального медицинского отделения и 18,5% - отделения спортивного совершенствования. Оценивают свое здоровье на «отлично» и «хорошо» 71,5% студентов основного отделения, 81,3% специального медицинского отделения и 85,8% студентов отделения спортивного совершенствования. Но студенты специального медицинского отделения уже определены в это отделение, так как у них имеются отклонения в состоянии здоровья.
Сформированность физической культуры личности студента, как основного компонента качества жизни не достаточна. Так около 40% студентов считают, что физическая культура не является составляющей общей культуры и считают себя вполне культурными людьми. Их не волнует оценка окружающими их физического развития и здоровья. Больше 20% студентов живут в свое удовольствие, не заботясь о своем здоровье и сохранении собственной работоспособности.
Разными авторами выявлены структурные отличия в качестве жизни у студентов разных учебных отделений. Так не придерживаются принципов здорового образа жизни 44,3% студентов основного отделения, 56,3% специального медицинского отделения и лишь 24,1% студентов отделения спортивного совершенствование. Студенты отделения спортивного совершенствования (43,3%) готовы всю жизнь, все свои привычки подчинять интересам здоровья и сохранению своей работоспособности, в отличие от учащихся основного отделения (21,1%) и специального медицинского отделения (16,2%). Больше половины студентов основного отделения (51,1%) и специального медицинского отделения (54,9%) считают, что забота о здоровье это дело каждого человека в отдельности, и никто не должен вмешиваться. А студенты отделения спортивного совершенствования считают, что необходимо поощрять студентов материально, если они заботятся о своем здоровье и физическом состоянии (46,6%). Представленные выше данные говорят о необходимости поиска дальнейших путей оптимизации процесса физического воспитания студентов вуза.