Место физической культуры и спорта в образе жизни студентов ВГУЭС
МЕСТО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ОБРАЗЕ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ВГУЭС
Лядов С.С.,Канд. пед. наук, доцент
Барабаш Ольга Алексеевна, доктор пед. наук, профессор, зав. кафедрой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы
Понятие «здоровье» относится к наиболее важным гуманитарным ценностям. Его значение невозможно переоценить. Однако в молодежной среде далеко не все осознают истинный смысл этого понятия, а также его составных элементов. Это приводит к проблемам формирования здорового образа жизни молодежи. Молодыми людьми здоровье воспринимается как некая постоянная данность – нет чувства ответственности за него даже перед собой, отсутствует чувство «творца собственного здоровья». В связи с этим данная категорию населения относится к группе с повышенными факторами риска. К таким факторам относят: постоянное нервное напряжение и умственное переутомление, хроническое нарушение режима труда и отдыха, сна и питания, недостаток двигательной активности, курение, алкоголь, наркотики и др. Суммарное воздействие этих факторов вызывает «предболезни», а нередко и болезни. Учитывая стремительные изменения, происходящие в сознании и образе жизни студенческой молодёжи, актуальность проблемы резко возрастает. Одним из доступных средств решения данного вопроса остаются физическая культура и спорт [5].По мнению О.Ю. Масаловой и М.Я. Виленского (2012), в настоящее время в педагогическом процессе по физическому воспитанию учащейся молодежи приоритетом является формирование ценностного отношения к своей жизни, к своей личности, физической культуре и спорту как средству духовного и телесного совершенствования [2].В Примерной программе по физическому воспитанию студентов вузов (А.А. Бишаева, 2015) сформулирована цель физкультурного образования студентов высших учебных заведений, которая заключается в формировании физической культуры будущего квалифицированного специалиста. Ключевым является понятие «физическая культура личности» [1].Слагаемыми физической культуры являются крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять самостоятельно физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность [3, 5].В.И. Ильинич (2000) считает, что физическая культура личности характеризует качественное, системное и динамическое новообразование, определяющее ее образованность, физическую подготовленность и совершенство, отраженное в видах и формах активной физкультурной, спортивной деятельности, здоровом стиле жизни [4].Для определения уровня сформированности ценностного отношения студента к собственному здоровью и компонентам его формирования необходимо проводить соответствующие исследования. С целью выявления отношения студентов к физической культуре, спорту и здоровому стилю жизни, а также к некоторым аспектам организации процесса физического воспитания в октябре 2018 г. в Владивостокском государственном университете экономики и сервиса в рамках системы мониторинга физического состояния студенческой молодежи был проведен социологический опрос, в котором приняло участие 133 студента первого курса (из них 63 - юноши и 70 девушек) различных специальностей. При ответе на вопросы анкеты студентам была предоставлена возможность не только выбора одного из вариантов ответа, но и внесения предложений. В результате анкетирования было выявлено следующее. Абсолютное большинство студентов на вопрос: «Занимались ли Вы каким-либо видом спорта», ответило утвердительно (64,3% юношей и 71,0% девушек). Значительное превышение среднестатистических показателей объясняется тем обстоятельством, что они увлекались различными видами спорта и формами физкультурно-оздоровительной деятельности время от времени. В настоящий момент самостоятельно занимаются спортом и различными видами физкультурно-спортивной деятельности не менее 2-3-х раз в неделю только 25,8% юношей и 24,7 % девушек I курса ВГУЭС. Выявлено, что только около трети студентов регулярно выполняет комплекс утренней гигиенической гимнастики, причем у девушек этот показатель значительно выше (28,5%), чем у юношей (16%). Несмотря на острую нехватку времени, некоторая часть студентов посвящает свободные минуты физическому совершенствованию. Что же мешает студентам заниматься физической культурой и спортом (ФКиС)? В первую очередь, респонденты отмечают недостаток времени, в связи с загруженностью учебными занятиями. Некоторые признаются, что им мешает лень, отсутствие необходимых знаний, а также мотивации. Части студентов не позволяет регулярно заниматься ФКиС различные ограничения по состоянию здоровья, наличие болевых ощущений. У ряда студентов отмечается отрицательное отношение к школьной форме проведения уроков физической культуры. В результате исследования выявлена значительная завышение студентами своих достижений, уровня здоровья и физического развития (например, 62,9% юношей и 29% девушек считают свой физический статус на уровне «отлично»). Тогда как реальный уровень, определенный по результатам мониторинга физического состояния значительно ниже. Отмечается также переоценка уровня освоения такого жизненно важного навыка, как умение плавать. Все это безусловно сказывается на формирование мотивации приводит к здоровому образу жизни, мешает полноценной работе над физическим совершенствованием. Что же предлагают обучающиеся для того, чтобы их интерес к физической культуре и спорту возрос? Большинство опрошенных нуждается в предоставлении большего времени для занятий физической культурой и спортом. Из них 20% считает, что им необходимы учебные и внеурочные занятия в плавательном бассейне. Около 15% студентов просят открыть стадион для свободного посещения. Выбор видов спорта, которым отдают предпочтение юноши и девушки достаточно разнообразен. Среди опрошенных 30% хотели бы посвятить спортивным играм. Среди юношей популярны различные виды единоборств (борьба, бокс, смешанные виды единоборств и др.). Выявлено, что 25% контингента желает заниматься в современном специализированном тренажерном зале. Лишь небольшая часть - 15% считает, что им ничего не нужно. Большинство студентов имеет большое желание заниматься различными фитнес-программами в спортивном комплексе «Чемпион», но у значительной части нет средств для удовлетворения потребностей в специализированных занятиях под руководством фитнес-инструкторов. Таким образом, в результате проведенного социологического опроса было выявлено, что студенты осознают значение и роль здорового образа жизни, но не у всех есть желание и правильно сформированная мотивация, ощущается недостаток знаний и умений для регулярных занятий физической культурой и спортом. У большинства опрошенных студентов за время обучения в общеобразовательной школе не формировалась на достаточном уровне физическая культура личности, что мешает их дальнейшему полноценному и гармоничному развитию. В этой связи одной из главных задач вуза является приобщение молодых людей к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Для этого необходимо оптимизировать процесс физического воспитания в университете с учетом потребностей и физического состояния контингента студентов. Необходимо вводить в содержание учебной программы новые виды спорта, фитнес-программы; развивать факультативные формы занятий; оптимизировать содержание занятий специальной медицинской группы, регулярно проводить оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия; развивать материально-техническую спортивную базу, отвечающую требованиям и интересам занимающихся.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бишаева, А.А. Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физическая культура» для профессиональных образовательных организаций. — М.: Издательский центр «Академия», 2015. — 25 с. 2. Масалова, О.Ю. Физическая культура: педагогические основы ценностного отношения к здоровью: О.Ю. Масалова; под ред. М.Я. Виленского. – М.: КНОРУС, 2012. – 184 с. 3. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – 4-е изд., стереотип. - М.: Советский спорт, 2010. - 464 с. 4. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М: Гардарики, 2000. — 448 с. 5. Физическая культура / Ю.И. Евсеев. – Изд. 8-е испр. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 444, [1], с.: ил. – (Высшее образование).