Физкультурно-спортивная деятельность в системе многоуровневого образования как новый вектор воспитания физической культуры личности

29 марта 2018 Наука
Физкультурно-спортивная деятельность в системе многоуровневого образования как новый вектор воспитания физической культуры личности

Чумаш Валерия Владимировна

тренер-преподаватель кафедры физкультурно-оздоровительной и спортивной работы ВГУЭС

Лядов Сергей Сергеевич

к.п.н., доцент, доц.кафедры физкультурно-оздоровительной и спортивной работы ВГУЭС,

В вузе (ВГУЭС) разработана Программа деятельности по оздоровлению студентов и сотрудников и пропаганде здорового образа и стиля жизни в рамках вариативной части основной образовательной программы, физкультурно-спортивная деятельность по оздоровлению профессорско-преподавательского состава включает: регулярные диспансерные осмотры - 95%. Для сотрудников действуют социальные программы: предоставляются бесплатные абонементы в бассейн и сауну сотрудникам ВГУЭС; в тренажерный зал; игровой зал. Увеличение численности доли студентов, отнесенных к специальной медицинской группе, объясняется не ухудшением их состояниям здоровья, а увеличением численности студентов. Динамика положительная. На базе регионального медицинского центра «Лотос», входящего в систему ОМС, создан центр «Здоровье», специалистами проводится мониторинг показателей физического развития, скрининг-обследование студентов для диагностики резервов адаптации кардиореспираторной, иммунной, вегетативной нервной системы на протяжении всего процесса обучения с выделением при необходимости группы риска по формированию того или иного хронического заболевания. Так, по динамике состояния здоровья профессорско-преподавательского состава (по группам здоровья) за последних 5 лет можно судить о результативности физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, что, главным образом, влияет на процесс организации физического воспитания в вузе. Позитивные тенденции в этом процессе отражают организованные занятия со студентами, которые учитывают не только уровень здоровья, физического развития, физической подготовленности, но и мотивационные аспекты личности. Ярким примером такой деятельности являются занятия, организованные со студентами в рамках инновационной программы, функционирующей по трем направлениям. Группа «Здоровье» занимается по программам «Lite – FIT»: вместо традиционных уроков физической культуры студенты имеют широкий спектр выбора занятия в бассейне, тренажерном зале, настольному теннису, и другими видами спорта, составленные с учетом медицинских показаний. Все студенты распределены по групповым программам, ориентированным на имеющиеся показатели здоровья, получают научно-методическое обеспечение по физкультурно-оздоровительной деятельности в контексте зачетных требований по теории по физической культуре. Количество участников программы с каждым месяцем увеличивается. Студенты, отнесенные к специальной медицинской группе наряду с базовым компонентом программы, получают возможность в вариативном содержании воспользоваться предложенным пакетом услуг, с учетом имеющихся медицинских противопоказаний «Lite – Medikal». Буклеты о реализации программы и проспекты по их реализации представлены на информационных ресурсах университета. Учебный процесс: ежедневные занятия физической культурой в соответствии с расписанием для каждой отдельной учебной группы студентов ВГУЭС. Во ВГУЭС постоянно действует сайт (http://champion.vvsu.ru), где можно найти информация о спортивных комплексах (материально-техническая база, спортивная база, спортивное оборудование, площади, залы, раздевалки, тренерские), о квалификации тренерско-преподавательского состава и сотрудников, спортивных секциях (характеристика секции, расписание, тренер, место проведения, фоторепортаж). Посмотреть видеоролики, почитать новости, события, объявления в сфере спорта. Можно сразу ознакомиться с методическими материалами (правилами внутреннего распорядка, правилами посещения тренажерного зала, групповых программ, бассейна). А также есть рубрика «Вопрос-ответ» где можно задавать свои вопросы и оставлять свои предложения. Сайт доступен, так как очень удобен в поисковом плане, подкрепляется научно-методическим сопровождением, практичный, интернет-ресурс для студентов и сотрудников. Для привлечения молодежи к активным занятиям, деятельность клуба активно освещается в СМИ, силами студентов создан и активно поддерживается Интернет-сайт – www.vladsplav.ru. Турклуб «Сплав» регулярно принимает участие в краевом фестивале туристских и приключенческих фильмов. На базе клуба создан методический семинар по безопасности активных туров. Проводится обучение специалистов по программе «Гид-проводник активных экологических туров», подготовка судей по спортивному туристскому многоборью (Кариков Г.Г.). На базе университета созданы и функционируют экспериментальные площадки, где осуществляется мониторинг здорового образа и стиля жизни, физического здоровья, работоспособности и функциональных резервов систем организма студентов, спортсменов, населения Приморского края, лиц с ограниченными возможностями, что подтверждается актами внедрения. Научно-исследовательская работа осуществляется в рамках внутренних грантов ВГУЭС, которые реализуются научными группами студентов кафедры ФОСР, ТГРБ. Методические рекомендации представлены в курсовых проектах и дипломных работах студентов. В рамках заявленной темы исследований проводятся комплексные научные исследования в структурных подразделениях ВГУЭС: «Формирование телесно-ориентированной технологии здоровьесохранения и здоровьезбережения в системе непрерывной спортивной подготовки, обучающихся в университетском комплексе ВГУЭС». Инфраструктура вуза: 5 институтов и 28 кафедр; 4 филиала: г. Артем, г. Находка, г. Уссурийск, г. Благовещенск; 22 представительства и региональных центра доступа к информационным ресурсам. Колледж сервиса и дизайна. Академический колледж. Профессиональный лицей. Школа-интернат для одаренных детей им. Н.Дубинина. Восточная школа. Европейская прогимназия. Для решения поставленных задач у ВГУЭС в настоящее время имеются следующие ресурсы и опыт: развитая спортивная база университета (50 спортивных залов общей площадью 39 690 кв.м, 7 бассейнов и 9 открытых плоскостных сооружений); наличие специализированных спортивных классов по волейболу, баскетболу, футболу (120 чел) на базе школы-интерната ВГУЭС для одаренных детей на условиях полного пансиона; устойчивые связи университета и ведущих спортивных клубов Приморского края; реализуемая в вузе система непрерывного образования (с детского сада включая послевузовское образование), позволяющая на всех уровнях общего и профессионального образования оптимально сочетать учебный и углубленный тренировочный процессы, обеспечивая стабильность и сплоченность детских и молодежных спортивных команд; наличие лицензированных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования по направлению «Физическая культура», что позволяет одновременно с подготовкой резерва готовить тренеров и специалистов в сфере игровых видов спорта. В настоящее время разработан проект научно-исследовательской деятельности, в контексте воспитания физической культуры личности в системе многоуровневого образования Владивостокского государственного университета, который нашел отражение в данной статье авторов. Так, в научном мире имеется множество формулировок, определяющих здоровье как комплексное, разноуровневое и многоаспектное понятие, причем каждый специалист трактует его со своих позиций, исходя из сущности соответствующей науки. Более подробно следует остановиться на индивидуальном здоровье как базисной составляющей телесного здоровья, инфотом которого можно трактовать как структурированное представление исследуемой системы, пирамида инфотом здоровья представляет собой иерархически разветвленное дерево, имеющее ряд уровней: 1-й уровень – интегральное здоровье; 2-й уровень – статусы физического, психического и социального здоровья; 3-й уровень – компоненты статусов здоровья; 4-й уровень – составляющие компонентов здоровья; 5-й уровень – отдельные показатели составляющих здоровья. В этой связи физкультурно-спортивная деятельность в системе многоуровневого образования как новый вектор воспитания физической культуры личности (на примере Владивостокского государственного университета) выступает базовой моделью современных здоровьесберегающих и здоровьесохраняющих технологий. В контексте многоуровневого образования в университете есть уникальные возможности для реализации программ, ориентированных на формирование новых представлений о «теле» и «телесности» человека, при котором телесное здоровье органически включено в интеграционные процессы и механизмы функционирования постиндустриального общества. Явление стресса хорошо известно современной молодежи и способность организма сформировать механизм адаптации к стрессовым явлениям, характерным для современной цивилизации – это задача, над решением которой следует потрудиться всем и личности и непосредственно ППС вуза. С помощью целенаправленного воздействия физических упражнений на организм человека можно оказывать влияние на развитие физических качеств, формирование которых осуществляется под влиянием педагогического процесса. Дифференцированная методика их воспитания зависит от деятельности, организованной в системе физического воспитания на всех этапах многоуровневого образования, где происходят изменения функционального состояния организма (совершенствование регуляторных функций нервной системы, мышечная гипертрофия, т.е. изменение функциональных возможностей организма - сердечно-сосудистой, дыхательной систем и т.д.), особое внимание заслуживают процессы возрастного развития и функционального состояния двигательной системы, так как вегетативные функции перестраиваются под влиянием раздражений, сигнализирующих о возможной гипоксии, но главным образом - под влиянием моторных рефлексов. Нормирование тренировочных нагрузок при длительном выпол¬нении стандартного задания в условиях оптимального варианта силовой нагрузки с учетом уровня физической подготовленности студенток 17-19 лет дает тот положительный эффект в результате которого решаются задачи физического воспитания в контексте новой парадигмы – воспитание физической культуры личности. Планирование физических нагрузок сопряжено с обменными процессами, особенностями регуляции движений и освоения техники моторных навыков. Структура методов физического воспитания определяется в процессе занятия непрерывный либо интервальный (прерывистый) характер. Отдых, может быть пассивным и активным (переключение на какую либо деятельность, отличную от той, какая вызвала утомление). Таким образом, задаваемая нагрузка (параметры ее объема и интенсивности, порядок повторения, изменения и сочетания с отдыхом), а также особенности интервалов отдыха имеют существенное значение для характеристики методов физического воспитания. Конкретные особенности того или иного метода во многом определяются именно особенностями и избираемого способа регулирования нагрузки и отдыха. Нами приводятся фрагменты исследований, характерные для женщин, которые приводят к различиям в протекании адаптационных процессов в женском организме, и связанные с их индивидуальными проявлениями. Необходимо дифференцировать морфологические и психологические признаки маскулинизации, являющиеся маркерами при определении их перспективности в базовых видах физкультурно-спортивной деятельности. Основное противоречие наблюдается между возрастающими потребностями в практике физкультурно-спортивной деятельности и недостаточной разработанностью вопросов культуры управления в теории и методике физического воспитания, так как в условиях трансформации новых представлений о «теле» и «телесности» женщин сложились условия, при которых необходимо изменить формы организации познавательной активности женского населения для вхождения в единое Европейское образовательное пространство. Процесс их социально-педагогической адаптации к условиям гражданского общества еще не исследован в полной мере, причем в сочетании социокультурными, медико-биологическими аспектами человекотворческой деятельности и переносимости физических нагрузок различных режимов в контексте формирования здоровьесберегающего потенциала. Результаты исследований и их обсуждение. Следует констатировать, что необходимость ведения физкультурно-оздоровительной работы (ФОР) на территории постсоветского пространства (Российской Федерации и Республике Беларусь) связана с ухудшением состояния здоровья женщин, которое характеризуется социально-культурными трансформациями общества: негативные изменения среды обитания, нервно-психическая дезадаптация в условиях нестабильного социально-экономического положения, чрезмерная алкоголизация отдельных слоев населения. Следствием этих процессов стало усложнение демографической ситуации в Российской Федерации и Республике Беларусь. Активно развиваются процессы старения нации. Система физкультурно-спортивной деятельности, хотя и опирается на правовое регулирование, сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных учреждений, целевую подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, объем физкультурно-оздоровительных услуг населению и систему пропаганды здорового образа жизни остается до настоящего времени мало эффективной. Вместе с тем, представления о категориях «телесное» над «духовное» занимают дублирующее место в системе образования в России, Республике Беларусь, что приводит к утрате смысла противостояния истины и лжи, видимости и видения, подлинного и неподлинного, что создает объективные предпосылки к состоянию растерянности человека в социокультурной среде и ситуации психологического кризиса, неадекватной оценке своей идентичности. Вместе с тем разработанность современной теории и методики физической культуры через систему методологических уровней знаний указывает на необходимость более логичного структурирования физкультурно-спортивной деятельности. Необходимо учитывать реалии современного мира, когда философско-культуроведческий характер находится на стыке философского и общенаучного уровня знания. Так, «телесная модель» современного человека согласно статистическим данным национального центра здоровья США ориентирована на людей с избыточным весом, показатели увеличились за последние десять лет на 8%, средний уровень потери мышечной массы у населения возрастает, эти потери составляют более 3кг за десять лет (Р.Лалиберт, С.К.Джорж, К.У. Кейн, 2006) [1-6]. При этом принципиальное значение имеют ценностно-гуманистические, интегративные аспекты физкультурно-спортивной деятельности (В.М.Николаев, 2001, В.К.Бальсевич, Л.И.Лубышева, А.Г.Егоров, В.П. Губа, 2004) [1-6]. Между тем известно, что правильный выбор методов в системе физического воспитания, главным образом, в физкультурно-спортивной деятельности не только снижает ошибки управления, но и способствует правильному прогнозированию деятельности и выбору адекватных средств. От динамики педагогического процесса зависят и педагогические технологии стратегического планирования базовых телесно-ориентированных упражнений как инструментальной основы методов оздоровления различных слоев населения [3-4]. «Телесная» (физическая) культура может быть определена как интегративное образование, объединяющее нормы, ценности, смыслы, регулируемые ими деятельности и их результаты, связанные с формированием, сохранением и использованием телесно-двигательных качеств человека. Физические упражнения, дающие необходимый эффект, должны строиться по принципу: сосредоточение – расслабление – напряжение – расслабление. Заключение. Любые перемены в методике учебно-тренировочного процесса направлены, на непрерывное обновление спортивных результатов; изменение условий проведения соревнований, совершенствование инвентаря, оборудования, спортивной экипировки, производство новых товаров и услуг; значительное увеличение объемов тренировочной работы; использование новых технологий и приемов повышения работоспособности, специальных стимуляторов, создание новых средств восстановления спортсменов и ужесточение соперничества тренеров, представителей спортивной науки. Специалисты в области женского спринта отмечают тенденцию повышения атлетической подготовленности победителей Олимпиад и мировых первенств. Особенно эти преимущества касаются, прежде всего, атлетического развития мышц туловища и плечевого пояса. Биомеханические особенности ритмовых активных перемещений рук несут в себе элементы прогрессирующей мощности и координации движений в совместных двигательных действиях с нижними конечностями. Во всяком случае, это дополнительный резерв для повышения спортивного мастерства юных квалифицированных легкоатлеток-спринтеров. Особенно в вопросах атлетического развития преобладают представительницы американского континента – американской школы спринта. Однако до сегодняшнего дня вопросы атлетической подготовки молодых спортсменок не достаточно методически изучены, а применяемые средства - консервативны. Не используются современные достижения для повышения атлетической подготовки. Отсутствуют опытно-экспериментальные данные положительного решения данной проблемы. Методические рекомендации. Комплекс контрольных нормативов для определения уровня физической подготовленности студенток: 1. Прыжок в длину с места. Испытуемый становится на линии старта. Затем выполняет прыжок вперед-вверх толчком двух ног со взмахом рук. Оценка результата определяется по расстоянию (см) от пятки ближайшей к линии старта ноги и до самой линии старта. Дается три попытки. Оценивался лучший результат. 2. Поднимание туловища из положения лежа на спине. Испытуемый лежит на спине, ноги в коленях согнуты (угол 90). Партнер придерживает ноги. Пятки находятся на расстоянии не более 30 см, пальцы рук скрещены за головой. При поднимании туловища испытуемый коснется локтями бедер, при опускании – лопатками пола. Фиксируется количество сгибаний за одну минуту. 3. Сгибание – разгибание рук в упоре лежа от гимнастической скамейки. Исходное положение: упор лежа, голова, туловище, ноги составляют прямую линию. Сгибание рук выполняется до высоты не более 10 см от скамейки, не нарушая прямой линии тела, а разгибание – до полного выпрямления рук. Фиксируется количество раз. 4. Бег 2000 м. Выполняется на дорожке стадиона. Тестируемые занимают положение на линии старта. По команде «Марш!» начинают бег. Каждый тестируемый стремится пробежать это расстояние как можно быстрее. Результат фиксируется с помощью электронного секундомера с точностью до 0,1 с. 5. Челночный бег 4 х 9 м. На площадке на расстоянии 9 м проводятся две параллельные линии. За одной из них лежат два бруска небольших размеров. По команде «Марш!» занимающийся подбегает к линии с брусками и берет один из них, подбегает к месту старта и кладет его за линию. Затем бежит за вторым точно так же. Бросать бруски за линию запрещается. Время фиксируется с точностью до 0,1 с. 6. Наклон туловища вперед (см). Из исходного положения сидя на полу, ноги врозь, расстояние между стопами 15 см, пятки упираются в вертикальную стенку опоры подставки, испытуемый выполняет наклон вперед, не сгибая коленей и старается пальцами рук достать как можно дальше и пробыть в этом состоянии не менее 3 сек. Фиксируется лучший результат из трех попыток. Оценка осуществляется с точностью до 1 см со знаком + или -. Контрольные упражнения для определения уровня специальной физической подготовленности: 1. Бег 30 м (с). Проводится на беговой дорожке. Испытуемый становится на линии старта и по команде «Марш!» с высокого старта пробегает отрезок до следующей линии финиша, расстояние между которыми составляет 30 м. Результат фиксируется с помощью электронного секундомера. 2. Двукратный (туда и обратно) челночный бег «веером» по четырехметровым отрезкам – вправо, вправо-вперед, вперед, влево-вперед, влево со сбором теннисных мячей в корзину, расположенную на середине задней линии (фиксируется время пробегания всей дистанции – 4 м х 10). 3. Поза Ромберга. и.п. – стоя на одной ноге с закрытыми глазами, другая нога, согнута в колене, спереди, руки вытянуты вперед. Фиксируется время сохранения позы с точностью до 0,01 с. Учебно-тренировочные устройства для развития двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости), совершенствования спортивной техники и анализаторных функций организма. Применяются преимущественно в физкультуре и спорте. Тренажёры могут быть индивидуального и коллективного использования, а их воздействие на организм - локальным (когда в работе участвуют отдельные мышечные группы), региональным (в работе участвует примерно третья часть мышц) и общим (в работе задействовано большинство мышц). Нормативы оценки общей физической подготовленности должны быть дифференцированными (по курсам) для оценки. Нормативы могут быть общими для оценки скоростно-силовых возможностей у юношей и девушек и быстроты у девушек 1-3 курсов. После прохождения медицинского осмотра студенты основной и подготовительной медицинских групп сдают контрольные нормативы, после чего зачисляются в учебные отделения и группы. Роль и место СМГ в этом процессе тоже очень важна. Можно выделить десять основных компетенций, а на первом месте компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения: «…компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни…»[5]. Система физического воспитания в образовательных учреждениях предусматривает комплексное и систематическое изучение уровня развития физических качеств. Ключевыми являются генетически детерминированные физические качества: выносливость и быстрота, которые определяют функциональное состояние организма и успешность личности в будущей профессиональной деятельности. Наиболее перспективным и эффективным является определение изучаемых физических качеств по показателям паспорта здоровья, который позволяет выявить динамику изменения показателей и на этой основе дать четкие рекомендации по изменению содержания процесса физического воспитания студенток.

Литература

1. Губа В.П. Теория и практика спортивного отбора и ранней ориентации в виды спорта [Текст] : монография / В.П. Губа. М.: Советский спорт, 2008. - 304 с. 2. Годик М.А. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека [Текст] / М.А. Годик, В.К. Бальсевич, В.Н. Тимошкин // Теория и практика физической культуры, 1984. №5-6.- С. 24-32. 3. Давыдов В.Ю. Научно-методическое обеспечение тренировочного процесса спортсменок, занимающихся аэробикой [Текст]: учебное пособие / В.Ю. Давыдов, Г.О. Краснова. Волгоград: ВГАФК, 2000. - 158 с. 4. Зайцева В.В. Методология индивидуального подхода в оздоровительной физической культуре на основе современных информационных технологий [Текст] / В.В. Зайцева // автореферат доктора пед. наук. Москва: ВНИИФК, 1995.- 47 с. 5. Казначеев В.П. Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения [Текст] / В.П. Казначеев, К.М. Баевский К.М., А.П. Берсенев. Л.: Медицина, 1980. - 98 с. 6. Кучкин С.Н. Методы оценки уровня здоровья и физической работоспособности [Текст]: учебное пособие / С.Н.Кучкин. Волгоград, 1994.- 104 с.

Авторы публикации