Психомоторика и проблема ее исследования у детей с нарушениями в развитии

13 января 2022 Наука
Психомоторика и проблема ее исследования у детей с нарушениями в развитии

Барабаш О.А.

Аннотация. В статье рассматривается эволюция подходов к исследованию психомоторики в России и за рубежом с XVII века и до настоящего времени. Представлены результаты сравнительного анализа развития психомоторики у детей с умственной отсталостью, задержкой психического развития и детей без отклонений в развитии.

Ключевые слова: психомоторика, моторика, метрическая шкала для оценки движений, умственная отсталость, задержка психического развития.

 Вопрос о причинах движений человека с давних пор вызывает живой интерес ученых.

В начале нашей эры уже была ясна сократительная функция мышц но причины, вызывающие движение, оставались невыявленными.

В XVII веке Р. Декарт, создал основу рефлекторной теории и показал, что причиной движений может быть конкретный фактор внешней среды, воздействующий на органы чувств. Однако этим объяснялись лишь безусловно-рефлекторные двигательные акты. Природа же произвольных движений продолжала оставаться загадкой. До второй половины XIX века когда Английский ученый Чарльз Бэлл установил, значение афферентной иннервации мышц.

Целостное же описание психики человека через характеристики поведения и единство познавательного процесса и двигательного акта впервые обосновал выдающийся отечественный психофизиолог И.М.Сеченов в 1954 году им же и было введено понятие «психомоторика»

И.М. Сеченов писал: «Жизненные потребности родят хотения, и уже эти ведут за собою действия. Без хотения движение было бы вообще бессмысленно. Соответственно такому взгляду на явление двигательные центры на поверхности головного мозга называют психомоторными» и далее: «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению» (1954).

Поскольку накопление знаний о развитии психомоторики человека возможно только в зонах пересечения  интересов многих наук психологии, педагогики, физиологии и теории физической культуры то все они стремятся дать определение этому явлению. В частности психиатрия определяет психомоторику как совокупность произвольных, сознательно управляемых двигательных действий (Толковый словарь психиатрических терминов); Лингвистика как индивидуальные, конституциональные, а также связанные с полом и возрастом особенности двигательных реакций человека. (Словарь иностранных слов); Философия дает наиболее емкое определение – Психомоторика (от греч. psyche – душа и movere -двигаться) разновидность психически обусловленных движений человека, типологически различных в зависимости от строения тела, духовных установок, возраста, пола и т. п. (Философский словарь)

Исходя из приведенных выше определений можно сказать, что психомоторика человека это многомерное явление, а трудности ее изучения возникают уже на уровне определения понятий. В самом общем виде антология научных исследований по проблемам психомоторики может быть представлена исследованиями, выполненными в XX веке и представленными в трудах различных ученых. К ним можно отнести и рефлексологию В.М. Бехтерева, и  реактологию  К.Н. Корнилова и ряд других направлений.

Попытки системного описания моторной сферы человека прослеживаются в трудах Н. Гамбургера, М.О. Гуревича, Н.И. Озерецкого, Д.А. Смирнова. Исследования по выявлению корреляций моторных и нейродинамических характеристик с телосложением, с соматическими преобразованиями и т. д. имеются в работах М.Я. Басова,  И. Боровикова, В. Гориневской,           А. Дернова-Ярмоленко; М. Минкевича, М. Серебровской, и др.  В качестве исследуемых двигательных характеристик ими выделялись ходьба и походка, темп и ритм, особенности почерка. Активно разрабатывались схемы изучения движений и шкалы моторных коэффициентов быстроты, силы, ловкости и выносливости движений. В этих исследованиях учитывались возрастно-половые изменения и индивидуальные отклонения от стандартов. Предметом исследования являлись  также особенности психомоторики умственно отсталых людей (Е.А. Осипова; С.А. Райвичер; Г.Е. Сухарева и др.).

Бесспорно, самый значительный вклад для физиологии и психологии в исследование психомоторики внесли работы Н.А. Бернштейна, системное описание изложено в его известной монографии «О построении движений» (1947).

В годы Великой Отечественной войны разработка проблем психомоторики становится особенно актуальной, что было связанно с необходимостью обеспечения процесса восстановления нарушенных психических функций у раненых, в том числе и двигательных функций. В фундаментальной монографии А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца «Восстановление движений» (1945) авторы дают научно-обоснованную теорию функциональной двигательной терапии, в которой ведущее значение отводится трудотерапии.

Исследования движений в процессе их восстановления у раненых бойцов, проведенные в восстановительных госпиталях, отчетливо показали взаимосвязь между изменением задачи, разрешаемой движением, и неврологическими механизмами движений (Б.Г. Ананьев; Г.А. Бахтадзе; Т.И. Глонти; А.Р. Лурия и др.). Многочисленные научные работы, выходившие в 50 – 70-е годы, затрагивали разнообразные аспекты психомоторной организации спортсменов: выработки двигательных навыков, изучения механизмов управления движениями, нахождения путей сознательного управления мельчайшими характеристиками отдельных параметров движений. Так, например, большое число работ было посвящено изучению образования навыков стильного плавания, технике ударов и защитных действий в боксе, координации движений (В.П. Назаров; Ю.Б. Никифоров; И.Г. Сафарян;  В.С. Фарфель).  Исследования конца 50-х годов, посвященные проблеме управления движениями, касались, в частности, таких вопросов, как автоматизация навыков, способы получения и обработки  информации о параметрах движений, управление дыхательными движениями, возрастное особенности управления движениями, особенности управления движениями в различных видах спорта (Д.П. Букреева; А.П. Тамбиева; В.С. Фарфель и др.).

Начиная  со второй половины 50-х годов, в центр внимания ученых выдвигается проблема информационного взаимодействия человека с современными техническими устройствами. Исследования слежения человека-оператора за разнообразными входными сигналами, изменяющимися с различными скоростями при различной структуре контуров управляемых систем, раскрыли механизмы регуляции движений человека-оператора и позволили разработать практические рекомендаций по увеличению эффективности слежения. Проведены исследования с целью предсказания качества деятельности операторов по показателям состояния оператора. В качестве исследуемых характеристик при этом выступали: частота пульса, острота зрения, величина динамического усилия, а также параметры двигательной деятельности. В результате исследований была разработана портативная методика, позволяющая оценить общее состояние оператора и предсказывающая ожидаемое качество его работы (Ломов, 1963).

Особое место в изучении психомоторики в 70-е годы занимала проблема взаимосвязи развития двигательных качеств и психических процессов. Конкретные исследования по данному вопросу не столь многочисленны и к ним, в первую очередь, относится изучение влияния систематических занятий физической культурой и спортом на умственную работоспособность, а также исследование взаимосвязи физического и психического развития (В. Волков; Г.Д. Горбунов; Г. Гримм; Н.Б. Стамбулова и др.).
Одной из главных особенностей исследований, выполнявшихся в русле психологической теории деятельности, явилось изучение и описание внешних и внутренних форм поведения и деятельности, а основным понятием стало понятие «действие». Многочисленные работы по изучению различных познавательных действий (сенсорных, мнемических, перцептивных, умственных) и их связей с предметно-практическими действиями (Л.А. Венгер; А.В. Запорожец; В.П. Зинченко; А.Р. Лурия;  А.Г. Рузская и др.) послужили объективными предпосылками для исследования психического действия как такового, включая его исполнительные, моторные и эмоциональные акты. При этом выдвинуто предположение, что любое идеальное умственное действие содержит в себе в явном или скрытом виде реальное движение: «Необходимы знания о внешних и внутренних формах одного и того же действия… знания об его предметно-временном, исполняющем рисунке и об его внутренней картине, об источнике его движущих сил» (Гордеева, 1995). Предложены различные схемы и модели, описывающие управление и регуляцию двигательных актов и построение движений (Н.Д. Гордеева; В.М. Девишвили; В.П. Зинченко; О.А. Конопкин; А.И. Назаров и др.).

Наиболее общее описание компонентов психомоторики, структурированных на основе разных принципов представлено в табл. 1.  

Таблица 1

Основные компоненты психомоторики, структурированные на основе различных принципов

М.О. Гуревич (1930)

E.A.Fleishman (1954)

К.Паулик (1966)

К.К. Платонов (1972)

Экстрапирамидный (тонус, ритм, темп, выразительные и защитные,  вспомогат. движения)

Координация движений конечностей

(в движении участвует более чем одна конечность)

координация

Простые сенсомоторные реакции (быстрота простой двигательной реакции)

Пирамидный (сила движения,  отчетливость, отсутствие синкинезий)

Точность регуляции (движения кистей рук, стоп)

прицеливание

Сложные сенсомоторные реакции (реакции выбора)

Церебелярный (равновесие, соразмерность движений в пространстве)

Направленность реакции (выбор)

ловкость рук

Сенсомоторная координация (реакция слежения и собственно координация)

Фронтальный (последовательность, одновременность, автоматичность)

Время реакции (скорость)

ловкость пальцев

Точность движений рук (манипулирование)

скорость реакции

Оценочный контроль (способность к опережающему изменению движений)

тремор

теппинг

М.О. Гуревичем (1930) в основу классификации был положен анатомо-физиологический принцип, E.A.Fleishman (1954) - формально-статистический принцип, К.Паулик (1966) в основу положил  не столько первичные двигательные способности сколько  тесты для их определения, К.К. Платонов (1972)  - сенсомоторные процессы.

Н.И. Озерецким было введено понятие моторная одаренность - точное, быстрое и последовательное «приспособление» к новому движению, а также ряд таких понятий как психомоторная недостаточность,  моторный облик, моторный характер.

Термин “моторика” мы применяем в смысле структуры двигательных функций, подобно тому, как характер является структурой психических функций. …моторика является, таким образом, конституциональным свойством личности и ее рассмотрение имеет особое значение в соотношении с другими конституциональными особенностями индивидуума» (Н.И. Озерецкий, 1930).

Но, пожалуй наиболее значительной разработкой Н.И. Озерецкого  стала метрическая шкала для оценки движений выполнена в традициях педологического направления. Принципиально ее отличие от традиционного педагогического подхода заключается в том, что по мнению автора с возрастом двигательный облик человека должен усложняться качественно а не только в своих количественных проявлениях таких как, например. скорость бега, длина дистанции, преодолеваемое сопротивление и т.д. В настоящее время в теории физической культуры принято использование идентичных тестов которые считаются универсальными в силу того, что могут быть использованы в широком диапазоне возрастных периодов от 4-х и более лет (бег 30 м., 60 м. или 100 м., прыжок в длину толчком двумя ногами и т.п.) при этом меняется лишь абсолютные показатели результатов выполнения данных тестов т.е. с возрастом человек должен бежать быстрее, прыгать дальше, и т.д.

Н.И. Озерецким же был предложен подход к определению мотороной одаренности или недостаточности согласно которому двигательный «облик» человека должен не только меняться в сторону увеличения показателей развития силовых, скоростных и др. способностей но, в основном улучшаться качественно при этом усложняясь в плане освоения спектра двигательных действий. Т.е. с возрастом в норме кроме количественных параметров движений (изменение которых и фиксирует одинаковые тесты), должны изменяться качественные показатели (преимущественные координационные). Поэтому авторами и были разработаны различные тесты возрастающей сложности для каждого года жизни от 4-х до 17 лет.  Метрическая шкала  включает по 6 двигательных заданий возрастающей трудности для каждой из возрастных групп. Так, двигательное задание  № 1 позволяет определить сохранность статической координации; № 2 – сохранность тонкой двигательной координации рук;     № 3 – сохранность динамической координации; № 4 – скорости выполняемых движений; № 5 – одновременность и согласованность движений; № 6 – наличие синкинезий.

Дальнейшая обработка результатов тестов проводится следующим образом: исходным считается тот год, в котором испытуемый выполняет все двигательные задания, после этого можно переходить к тестам старшей возрастной группы, поднимаясь по шкале до тех пор, пока испытуемый ни сможет выполнить, ни одного задания. Если в одной возрастной группе испытуемый выполняет более одного теста, оцененного как ½, то есть частично, (например, только одной рукой и т.п.) то, несмотря на выполнение всех остальных тестов для данной возрастной ступени, следует переходить к тестам для младшей возрастной группы, предлагая задания лишь на не выполненные движения. Затем к исходному году прибавляется сумма положительных оценок, полученных при выполнении тестов для старшей возрастной группы, равняется двум месяцам, а неполное выполнение теста оценивается в один месяц. Например, испытуемый (8 лет и 4 месяца – хронологический возраст) выполнил все тесты для 8 лет, 2 теста – для 9 лет и один тест для 10 лет выполнил частично (только правой рукой) . Двигательный возраст в данном случае равен 8 лет 5 месяцев, то есть, в двигательном развитии данный ребенок превосходит свой возраст на один месяц. Полученные результаты заносятся в протокол. Бесспорно это довольно трудоемкая процедура, но полученные результаты позволяют получить данные не только о нарушениях того или иного компонента моторики но и в целом интегральный показатель в виде двигательного возраста человека.

Нами было выполнено исследование и сравнение полученных результатов с  использованием метрической шкалы моторной одаренности с участием детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью и детей без отклонений в развитии. В самом общем виде полученные результаты говорят о том, что чем «тяжелее» диагноз тем выше отставание двигательного возраста от биологического и хронологического, хотя несомненно выдвинутый тезис не столь однозначен при ближайшем рассмотрении результатов каждого отдельного ребенка с нарушением развития.

Таблица 2

Соотношение показателей, характеризующих биологический, хронологический и двигательный возраст у детей различных нозологических групп

Нозологи-ческая группа

ЗПР

УО

Н

ЗПР

УО

Н

ЗПР

УО

Н

ЗПР

УО

Н

Хронологи-ческий

4 года

5 лет

6 лет

7 лет

Биологи-ческий

4

3

4

5

4 г. 6м

5

6

5 л.6м

6

6

6

7 лет

Двигатель-ный

2г.4м

3г.2м

4г.4м.*

4г.7м

3г.8м

5л.2м. *

5л.7м

5л.

6л.9м *

6л.6м

5л.2м

7л.4м. *

Примечание: ЗПР – задержка психического развития; УО – умственная отсталость; Н – дети без отклонений в развитии; * - двигательный возраст опережает хронологический

При более детальном рассмотрении полученных результатов у детей без отклонений в развитии можно заключить что полученные данные выглядят достаточно обнадеживающе, поскольку среди обследованных дошкольников не было обнаружено детей двигательный возраст которых был бы меньше чем хронологический

Анализ современных работ по проблемам психомоторного развития человека позволяет заключить, что авторы относят к психомоторике проявления эмоций человека в виде мимики, позы, жестов и проч., но состояния (экстраверсия-интроверсия, свойства нервной системы и т.п.). Поэтому проблема оценки психомоторных проявлений человека будет еще долгое время оставаться актуальной.

Авторы публикации